Главная \ Монастырь \ Сценарии для воскресных школ \ Кувуклия

Сценарии для детей
 

Оглавление
 
Скачать сценарий
 

К У В У К Л И Я

(Сценарий на тему паломничества в Иерусалим ко Гробу Господню)

В ролях паломников  могут участвовать люди разных возрастов. Количество участников неограниченно. Роли жен мироносиц, так же устанавливаются на усмотрение постановщика. Передвижение в сценическом пространстве участников зависит от возможности сценографии и индивидуального замысла постановщика.

1.

Паломники:

Иерусалим, как ни один город мира, богат святынями и историческими памятниками, имеющими великое значение для людей всего мира.

И ни один город в мире не претерпел столько нападений, осад и разрушений, как Иерусалим. Каждая последующая война разрушала город, его стены, его старые, обновленные и новые памятники.

Но навечно сохранены основные для истории человечества Святыни.

Из первых наиболее замечателен храм Святого Гроба Господня.

Чувство неземной радости охватывает всякого, кто приближается к Храму.

В самой сердцевине его, спрятано главное сокровище   христиан — Живоносный Гроб Христов.  К нему для поклонения спешат паломники со всего мира.

Прямо против входных дверей Храма — плита розовато-желтого мрамора.

Она прикрывает плиту, на которую Иосиф Аримафейский и Никодим положили Тело Спасителя, по снятии Его со креста, для помазания миром.

От камня миропомазания две мраморные,  крутые лестницы  ведут с двух сторон на высоту  — это вход на скалу Голгофу.

Маленький храм Голгофы помещается под небольшим куполом природной скалы.

Если повернуть у лестницы Голгофы,  от камня миропомазания, то мы попадаем в длинную галерею со святыми местами, расположенными вокруг соборной церкви Воскресения.

Храм Воскресения расположен в центре храма Святого Гроба. Это меньший храм внутри большого  храма под общей кровлей.

Храм Воскресения довольно обширен — длина его составляет 27 метров, ширина  —  9.

Следуя дальше, мы попадаем в круглую сень, которая называется «Ротонда».

Посредине Храма Воскресения, под высоким его куполом, в самом центре Ротонды устроена часовня, или малая церковь, а по-гречески Кувуклия.

Кувуклия — это бесценное сокровище христиан, в ней хранится Гроб Господен. Образована  она из природной скалы.

Кувуклия  обложена желтым мрамором, с разнообразными украшениями по стенам.

При входе в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники с сотнями горящих свечей.

В верхнем ярусе  Кувуклия  уставлена разноцветными лампадами, которые зажигаются в торжественных случаях.

Наверху Кувуклия  венчается небольшим куполом в виде короны.

Окон нет, но по обеим сторонам от входа, в стенах, два небольшие овальные отверстия, через которые в страстную Субботу и в заутреню Светлого Воскресения Патриарх раздает народу пучки свечей со священным огнём.

Часовня Святого Гроба, Кувуклия, разделяется на два придела.        

В придел Ангела и из него в пещеру Гроба Господня входят без обуви, по уважению к святому месту.

Через мраморное широкое крыльцо с перилами, склонив голову, в трепетном молчании приближаемся мы к низкой входной двери часовни и через неё выходим в преддверие Кувуклии — придел Святого Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова.

Над дверью — мраморное мозаичное изображение Воскресения Христова.

Придел имеет вид квадрата. Посредине придела, в высокой мраморной вазе, часть камня, который был отвален от Гроба.

Сейчас над вазою висят лампады, принадлежащие разным исповеданиям.

Внутренность придела обложена белым и серым мрамором, всё дышит благоговейной красотой…

2.

(Свет приглушается, Паломники расходятся по сторонам).

…   А тогда,  на этом месте  всё было мрачно  и страшно…

(Гром, возможно на фоне грома первые такты токкаты-фуги ре минор Баха, или столь же насыщенная эмоционально иная музыкальная фраза).

 Паломник: (Евангелие от Матфея, глава 28):

 «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём.»

По прошествии же субботы, на рассвете шли жены мироносицы ко гробу…

(Звучит музыка, свет стихает, ученики стоят недвижно, как на картине. С картины оживают и идут жены-мироносицы.)

Паломник:

Шли Мария Магдалина, Мария  Иаковля — Богородица,  Мария мать Иакова младшего и Иосии, Мария Клеопова,  сестра Богородицы и Мария сестра Марфы и Лазаря, Саломия и Иоанна, и другие жены.

Жены Мироносицы:

Светает…

Мы почти уже пришли…

А кто отвалит нам камень от входа во гроб?...

(Мироносицы остановились и вопросительно посмотрели друг друг на друга.)

Этот камень велик и тяжел…

Нам не сдвинуть его…

Может  ученики Господа придут.  Им известно, что  мы пошли ко гробу  помазать  миром тело Учителя....

(Проходят ко гробу,  видя, что камень отвален, и сидящего на нём Ангела, в изумлении и страхе застывают).

Ангел:

Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса  распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что он воскрес из мёртвых и предворяет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам.

(Ангел исчезает. Мироносицы разбегаются в разные стороны с радостным возгласом).

Мироносицы: Христос Воскрес!

(Навстречу им встают паломники, отвечают).

Паломники: Воистину воскрес!

Все участники зрителям:  «Христос Воскрес!»

 3.

Паломники:

И вот мы приближаемся к главной святыне мира.

Над низкою дверью, ведущею во второе отделение, — придел, где стоит Гроб Господень, — изваяны два ангела, держащие венок.

Выждав свой черёд, преклонив голову, согбенно проникает человек под низенький свод пещеры к неиссякаемому источнику утешения.

Гроб Господень покрыт каменною плитою, на ней высечено    изображение Спасителя; на священном изображении ковчег из   серебра с Символом веры, писанным на греческом языке.

Самое ложе окаймлено мраморною плитою, чтобы воспрепятствовать поклонникам отламывать на память частицы Гроба.

На главной стене, что над Гробом, образ Воскресшего Спасителя; более 40 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая придел; лампады принадлежат четырем вероисповеданиям — православным, армянам, коптам и латинянам.

Вокруг много древних икон в богатых окладах, ещё больше лампад, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими свечами и вазами с цветами.

На стене, прямо против входа в придел, помещается икона Божией Матери. Над Гробом горят неугасаемо шесть лампад.

Какое же бремя скорбей и страданий человеческих приносилось и приносится во все времена к подножию Христова Гроба, какие тайны души исповеданы и омыты слезами, какие милости смиренно испрошены.

Паломник, благоговейно приложившись ко святому ложу Спасителя, запечатляет в сердце своём навсегда великую Святыню.

Два монаха чередуются при Святом Гробе, окропляя каждого богомольца освященною ароматною водою и по временам обтирая мраморную доску над Гробом Спасителя этою же водою.

Благодать Божия, радующая и умиляющая, ощутительна здесь в высочайшей силе и полноте.

Попеременно проникает в душу то чувство благоговейного страха, то тихой радости и благодарения к Господу.

4.

Паломники:

Путешествующие в Иерусалим паломники с древних времён и до ныне единогласно утверждают, что в Великую Субботу является святой огонь на Гробе Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Сведения о святом огне восходят к глубокой древности.

О невещественном огне на гробе Господнем свидетельствуют отцы Церкви Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, которые сами были в Иерусалиме.

Как же происходит самоё явление огня? Об этом пишут различно.

Одни описывают, что перед этим находит облако,

Другие утверждают, что огонь появляется прямо от Гроба Господня.

Иные называют цвет огня синим, который делается потом блестяще-светлым.

А некоторые видели его красным.

Наблюдали,  как огонь  рассыпался по мраморной плите Гроба Господня, и собирали его бумагой и ватой.

Архиепископ Мисаил  рассказывал  так:

 «Вшедше мне Святому  Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом, совукупляяся, краснел и претворялся в вещество огня; но огнь сей, в течении времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи помилуй» не жжет и не опаляет, и от сего то огня уготованные кандила и свечи возжигаются: впрочем как, откуда явление сие бывает, сказать не могу.»

(Далее постепенно все участники постановки начинают передавать друг другу и зажигать свечи, таким образом к заключительному стихотворению у всех в руках зажженные свечи.)

Большое разнообразие сказаний об огне доказывает неподдельность и искренность свидетелей.

Все же сказания очевидцев сводятся к одному итогу — огнь невеществен и является ежегодно в Великую Субботу и до сего дня.

Доказывается, что  Свет этот на Гробе Христове будет являться  до скончания века.  

Вскоре, по сошествии огня, всё вокруг от низу до верху пылает огнями. Всё и вся насыщенны необычайной, самой искренней радостью.

Веселись душа, ликуя,

Пойте радостно уста,

Прославляйте, торжествуя,

Живоносный Гроб  Христа.

Будем чистыми сердцами

От земли и до небес

Восхвалять Христа устами

И взывать Христос Воскрес!

(Возможно в финале все участники постановки поют песню автора Л. Ершовой.)

Я весть вам принес
Скачать песню

Я весть вам принёс,  и её вы встречайте, встречайте,

От смертного сна и от страха вставайте, вставайте.

Ликуют поля и горы, бушуют моря и лес,

Вы радость встречайте «Христос наш Воскрес!»

Вставайте, вставайте «Христос наш Воскрес!»

 

И видело небо, как вздрогнули горы громады:

Христос наш спустился до самого ада, до ада,

И нет уже смерти жала, победы сияет лес.

Вы радость встречайте «Христос наш Воскрес!»

Вставайте, вставайте «Христос наш Воскрес!»

 

Вы весть эту всем и повсюду несите, несите!

Вы Господа сердцем, всем сердцем любите, любите!

И светит на землю солнце, и льётся любовь с небес,

И нет выше чуда «Христос наш Воскрес!»

Вы радость встречайте «Христос наш Воскрес!»


 

конец
 

Оглавление
 
Скачать сценарий


Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково, Александровский женский монастырь
Фотогалерея
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
Творческие работы сестер Александро-Невского женского монастыря
творчество
аудиогалерея
видеогалерея

Александро-Невский женский монастырь